О двойничестве и косвенно о том, чего это вдруг Хёрт:
«Иначе говоря, создавая собственных двойников, рассказчик избавляется от необходимости стыдиться своего прошлого или стыдиться отчаяния. Более того, глубокое исповедальное стремление осудить ошибки теперь легко осуществимо благодаря тому, что травматическая или стыдная история теперь отчуждена и может быть подвергнута «беспристрастному» анализу. Так, двойники должны трактоваться как значимый фрагмент (...) текста сознания рассказчика, посредством которого он конструирует отнюдь не однозначные версии собственного «я». Активное конструирование «я», как мы увидим, все же не может избежать фиксации на травматических ситуациях, значимых повторах...» (отсюда)

Периодически всплывающая тема двойничества наконец-то оформилась в Хёрт!Доктора, который суть всё то, что описано выше с поправкой, конечно, на специфику сериальной формы. Мне кажется, вполне логично было обыграть Доктора в Войне Времени через введение двойника, который традиционно что в литературе, что в искусстве вообще (если предельно обобщить всевозможные вариации) образ, одновременно и предельно близкий прототипу, и предельно отдалённый от него - то есть именно то состояние, в котором находится Доктор. Соответственно, Восьмой как "принятая" личность сюда уже совсем не вписывается, вот и достался МакГанну миниэпизод вместо фильма.

***
Пока печатала, ещё вспомнила статью Якобсона о мотиве оживающей статуе в литературе. Словом, суть статьи в том, что оживающие статуи (Командор, "Медный всадник") - признак того, что с миром всё настолько не в порядке, что нарушаются его основополагающие законы, и становится возможным самое абсурдное - живые статуи. С этой точки зрения интересно, что в ДК форму каменных статуй приняли существа, которые как раз могут искажать одну из двух главных форм существования материи - время. Впрочем, если следовать такой логике, то каменными должны быть вообще таймлорды. С другой стороны, мне нравится версия, согласно которой плачущие ангелы когда-то были ими.



@темы: Доктор Кто, DW-ньюскул